Институт
/ Институт

Саратовский академический театр оперы и балета

Саратовский академический театр оперы и балета - один из старейших в Поволжье и в России. Он возник в начале XIX века, а в начале XX века Саратов уже становится музыкальным центром Поволжья. Здесь открывается первая в российской провинции консерватория, музыкальное училище, организуется Саратовский союз оркестровых музыкантов.

Сегодня саратовский академический театр оперы и балета по праву является хранителем и продолжателем музыкальных традиций мирового искусства.  Его всегда отличал богатый классический и самобытный репертуар - "Хованщина" М. Мусоргского, "Тангейзер" Р. Вагнера, "Вильгельм Телль" Дж. Россини, "Леди Макбет Мценского уезда" Д. Шостаковича, "Повесть о настоящем человека" С Прокофьева, "Риголетто" Дж. Верди и т.д.

Имена солистов театра известны не только в России, но и за рубежом. История саратовского театра - это история творческих поисков и формирование культурной среды.

История театра

История саратовского музыкально-сценического искусства имеет богатое 200-летнее прошлое.

В 1803 году в Саратове на Дворянской улице (ныне ул. Сакко и Ванцетти) открылся первый публичный театр помещика Григория Васильевича Гладкова. В нем играли крепостные актеры.

Репертуар театра Гладкова был обширным. В 1806 году в театре дали 28 комедий, 27 опер, 3 драмы и 3 трагедии. Но в 1807 году Гладков перевез свою театральную труппу в Пензу, где было отстроено небольшое театральное здание.

Однако на смену гладковскому театру в Саратове в 1810 году появился театр губернатора А.Д.Панчулидзева. Специальное театральное здание отстроили на центральной площади города, переименованной по такому поводу из Хлебной в Театральную. Этот театр долгие годы был единственным распространителем театрального искусства в губернии.

В 1860 году в Саратове построили летний театр, который стал гастрольной площадкой для заезжих трупп и именитых исполнителей. Здесь в 1875 году прошли выступления первой русской оперной труппы под руководством видного театрального деятеля России, актера и антрепренера Петра Медведева. Основу репертуара составляли произведения русских композиторов: "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила" М.И. Глинки, "Русалка" А.С. Даргомыжского, "Рогнеда" А.Н. Серова, "Аскольдова могила" А.Н. Вертовского.

В 1887 году труппу возглавил ярчайший дирижер России Иван Палицин. За дирижерским пультом в разное время стояли блестящие дирижеры России А. Пазовский, А. Павлов-Арбенин, В. Сук.

Первая профессиональная труппа была создана в 1928 году. В ее репертуаре появились балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. Чайковского, «Лауренсия» А. Крейна, «Каменный цветок», «Золушка» С. Прокофьева и др. спектакли.

В годы Великой Отечественной войны состав оперной труппы пополнился солистами Большого театра России. В оркестре начали работать столичные музыканты. Целая эпоха в истории театра связана с именами артистки Ольги Калининой (сопрано) и главного дирижера театра Ниссона Шкаровского.

В 1956 году состоялись первые гастроли театра в Москве, получившие высокую оценку в центральной прессе. Заметным явлением сезона 1959 года стал спектакль «Риголетто», где главные партии исполнили выпускники Саратовской консерватории Галина Ковалева и Юрий Попов, удостоенные впоследствии звания «Народный артист СССР».

В 1977 году театр вновь был приглашен на гастроли в Москву. На сцене Большого театра прошли 15 спектаклей. За высокие достижения в области музыкального искусства саратовскому театру было присвоено звание «Академический».

В эти годы ярко раскрылся талант драматического сопрано народной артистки СССР Ольги Бардиной, одного из выдающихся баритонов России, народного артиста СССР Леонида Сметанникова, народных артистов России - меццо - сопрано Александры Рудес и сопрано Нелли Довгалевой.

С 1975 года по настоящее время главным дирижером театра является лауреат государственной премии, народный артист России Юрий Леонидович Кочнев.

С 1986 года театр ежегодно проводит Музыкальный Собиновский фестиваль, в настоящее время приобретшего статус «Международный».

Саратовский академический театр оперы и балета обладает богатым, самобытным репертуаром. "Золотой фонд" составляет классика, постоянно обновляемая, сохраняющая современную художественную форму – «Хованщина» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского, «Русалка» А. Даргомыжского, «Тангейзер» Р. Вагнера, «Вильгельм Телль» Дж. Россини, «Бал-маскарад», «Риголетто», «Травиата», «Трубадур» Дж. Верди. Не сходят со сцены оперные шедевры В. Моцарта («Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро»), Дж. Пуччини («Тоска»), Д. Россини («Севильский цирюльник») и классика балетного искусства – «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» П. Чайковского, «Жизель» А. Адана, «Дон Кихот» Л. Минкуса и многие другие.

На подмостках Саратовского театра обретают жизнь и многие сочинения современных авторов - опера «Маргарита» екатеринбургского композитора В. Кобекина (мировая премьера состоялась в марте 2007 г.), балеты «Конек горбунок» Р. Щедрина, «Юнона и Авось» А. Рыбникова, «Девушка и смерть» саратовского композитора В. Ковалева, «Мистерия танго» на музыку аргентинского композитора А. Пьяццоллы, детские оперы и балеты И. Морозова, В. Агафонникова, В. Гокиели, Д. Салиман-Владимирова, Ж. Колодуб, С. Баневича.

Уровень музыкальной культуры театра определяют высокий профессионализм и мастерство наших солистов, имена которых известны не только в России, но и за рубежом: народные артисты СССР Л. Сметанников и Ю. Попов. народные артисты России В. Баранова, С. Костина, Л. Телиус, Н. Брятко, В. Верин, В. Григорьев, И. Стецюр-Мова, заслуженные артисты России О. Кочнева, А. Багмат, Р. Гранич, Д. Курынов, В. Демидов.

Более 35 лет работает в театре художественный руководитель, главный дирижер лауреат Государственной премии, народный артист России Ю.Л. Кочнев. Он осуществлял свыше 50 постановок. Это классика и современность, произведения редко звучащие и исполняемые впервые, такие как «Крутнява» («Водоворот») Э. Сухоня, «Возвышение и падение г. Махагони» К. Вайля, «Волшебный стрелок» К. Вебера, «Тангейзер» Р. Вагнера, «Вильгельм Телль» Д. Россини и другие. В 2003 г. по результатам конкурса газеты «Музыкальное обозрение» Ю.Л. Кочнев стал победителем в номинации «Дирижер года».

21 июля 2008 года председатель Правительства РФ Владимир Путин подписал Постановление о присуждении Саратовскому академическому театру оперы и балета премии Правительства РФ имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства России. Вручение премии состоялось в Ярославле в дни проведения Девятого Международного театрального фестиваля имени Федора Волкова. На открытии фестиваля 25 сентября 2008 года Саратовский театр оперы и балета с большим успехом представил премьеру 2007 года - театрализованный концерт на музыку Исаака Дунаевского «В стиле ретро».

В 1998 г. театр стал лауреатом, а в 2000 году победителем всероссийского конкурса «Окно в Россию», проводимого газетой «Культура», в номинации «Музыкальный театр года». Первое место присуждено, как отметило жюри, за репертуарную политику и художественные инициативы театра - такие, как системное проведение Собиновского музыкального фестиваля, развитие и укрепление творческих контактов с театрами и исполнителями России и зарубежья.

С 2005 года театр реализует проект «Театр для студенческой молодежи ВУЗов г. Саратова». В рамках проекта показано более 30 спектаклей, театр посетило свыше 30 тысяч студентов и преподавателей ВУЗов города.

Саратовский академический театр оперы и балета постоянно ведет работу с детской и молодежной аудиторией. В 2004 году театром организован «Молодежный клуб любителей оперы и балета», который продолжает свою деятельность и в настоящее время. В рамках Клуба проводятся тематические встречи с участием ведущих солистов театра, художников, режиссеров, дирижеров; музыкальные и интеллектуальные викторины, творческие конкурсы, концертные программы. Участниками Клуба стали более 1000 детей из школ, лицеев, школ-интернатов и детских домов г. Саратова. В 2009 году совместный проект Саратовского академического театра оперы и балета и Благотворительного фонда им. Л.В. Собинова «Музыкальный театр для детей и молодежи села» выиграл грант Президента РФ. В ходе реализации проекта творческая группа театра посетила с образовательной программой 35 районов Саратовской области. С творческой деятельностью Саратовского академического театра оперы и балета познакомились более 13 тысяч сельских ребят. В рамках проекта была проведена научно-практическая конференция «Музыкальный театр для детей и молодежи», участие в которой приняли представители Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ростова-на-Дону, Кургана, Салавата, г. Чайковский, Новосибирска, Ставрополя и Киева.

Источник: http://www.operabalet.ru/theatre/history/ 


Саратовские сказы

Золото песчаной косы

Не забыта ещё в России профессия бурлака. Каждый сразу вспомнит картину великого русского художника Ильи Репина «Бурлаки на Волге». К слову сказать, бурлаки были не только на Волге, а везде, где ходили суда и была нужда поднимать их на тяжёлых речных участках против течения. А уж вниз они сплавлялись своим ходом, увлекаемые самим течением.

Саратовская область, рассекаемая Волгой на две части и два мира – лесной и степной, особо хранит воспоминания о труде бурлаков, что, скрипя мускулами да бечёвками, мяли песок правого берега, поднимая тяжёлые суда-расшивы, напоминающие сегодняшние баржи, вверх по течению.

Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. При встречном приходилось напрягаться. Бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем!», которая обычно пелась для согласования сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивания расшивы с места после подъёма якоря.

Подобные исторические картины хранятся в коллективной памяти и одного из старейших саратовских сёл Золотое, что расположилось на правом берегу Волги. Подходя к нему, бурлаки непременно делали длительный отдых, основательно подкреплялись, собирались с силами.

Причиной тому была песчаная коса, отходящая от берега вглубь реки, образуя дальнюю мель. Вот и приходилось тянуть судно практически по речному дну. Многие не выдерживали и бросали работу. Купцы, хозяева товаров, в отчаянии обещали по золотому каждому бурлаку, если он поможет перетащить через песчаную косу расшиву.

Не ходят больше бурлаки по волжским берегам. Давно уже нет и старожилов села Золотое, которые могли бы сказать, что видели всё это наяву. Осталось только название, связавшее прошлое и настоящее, быль и небыль забытых времен.

Иван Бирюлин

 

Герои

Легендарный хирург Сергей Миротворцев

Во время войны Саратов стал городом госпиталей. Их здесь было более 180.  Именно тут шли на поправку тысячи раненых бойцов. Здесь был свой фронт – медицинский. Врачи сутками не уходили в работы, сражаясь за жизни своих героических пациентов. Главным хирургом госпиталей Саратовской и Пензенской областей был назначен к тому времени уже ставший легендой врач Сергей Миротворцев.

Выдающийся хирург, педагог и общественный деятель, он родился 16 (29) мая 1878 г. в станице Усть-Медведицкой (в настоящее время город Серафимович) Волгоградской области.

С отличием он окончил гимназию и подал документы в Московскую сельскохозяйственную академию, но не прошел по конкурсу.

Через год он поступил в Харьковский университет на медицинский факультет. За исследования по хирургии он получил две золотые медали. Осенью 1903 года Миротворцев уехал в Петербург в поисках места в Обуховской больнице.

Наступил 1904 год. Япония без объявления войны напала на российскую эскадру, стоящую на внешнем рейде Порт – Артура.

Через два дня после начала войны на фронт с отрядом добровольцем Российского Красного Креста ушел и врач Сергей Миротворцев.

По прибытии отряда в Порт – Артур, Миротворцева сразу же направили на санитарный пароход «Монголия». Тот был заполнен до бортов изувеченными и раненными бойцами. Вместе с хирургом на борту судна служила сестрой милосердия  саратовская княгиня Лидия Ливен, награжденная серебряную медалью «За храбрость» на Георгиевской ленте. Миротворцев поражался, как у этой хрупкой женщины еще хватало сил в перерывах между боями петь для бойцов душевные романсы в зале порт- артурской ресторации «Саратов».

Здесь Сергей Романович стал очевидцем и участником боев между японской и русской эскадрой, запертой в Порт - Артурской гавани.

Операции следуют одна за другой. Вместе с ним день - ночь выхаживает раненых медицинская сестра В. Воскресенская, приехавшая в это пекло из Саратова. Делает перевязки, стирает бинты, портянки и рубахи  солдатам  Х.Короткевич, героиня обороны, ходившая наравне с ними в атаки.

Миротворцеву  приходилось проявить такое хирургическое мастерство, какое ему  и не снились в мирную   пору. У него не было времени на раздумья.

Особенно много раненных было после боя, который дал японской эскадре командующий флотом Макаров. В этом кипящем сражении участвовал и Миротворцев, и вместе с ранеными вернулся для их спасения на плавучий лазарет «Монголия».

«Нет времени на сантименты. Я хирург. Мои руки и знания, главное оружие в этой войне. Долг мой, вернуть к жизни тех, кого  она  хочет у жизни отнять. Веду неравный бой с «костлявой», веду и чаще побеждаю. Но никогда не забуду тех  операций, которые ей проиграл».

В романе «Порт-Артур», показан  хирург Мельников, который делал просто чудеса на операционном столе. О нем ходили легенды. Он спас от ампутации рук и ног, гангрены и преждевременной кончины много мужественных  защитников Порт-Артура. А вот прообразом этого чуда-хирурга, писателю Александру Степанову и послужил Сергей Миротворцев.

В неопубликованных записках очевидцев тех лет, можно было встретить волнующие строки о Сергее Миротворцеве. «Не жить  мне, если бы не наш доктор Чудотворцев. Мы так в шутку и с любовью его называли. Хотя настоящая фамилия его Миротворцев. Век его не забуду, и до конца жизни свечку буду ставить за  здравие его, и руки его золотые».

После бесславной сдачи крепости командованием, Сергей Романович долечивал русских в плену у Японии. Затем вывез их на пароходе через океан, в Россию, и спас от смерти тяжелораненых бойцов.

Его сопровождал уполномоченный   Красного Креста граф Д. Олсуфьев из г. Камышина,  который при поражении  войск под Мукденом не бросил своих раненых и остался с ними в  плену. Возвращалась  также из японского плена и врач А. Дементьева, не оставившая своих  окровавленных подопечных даже во время жестокого окружения самураями.

Врачебный подвиг патриотов был высоко оценен. Особо уполномоченный Российского Красного Креста граф Балашов рекомендовал Миротворцева на должность ординатора Госпитально-хирургической клиники престижной Военно-Медицинской Академии.

В послужном списке Миротворцева сообщалось, что он, военно-полевой хирург, имеет такие награды, как орден святой Анны 2-ой степени с мечами, Святого Станислава 3-ей  степени с мечами, Золотую медаль на Георгиевской ленте с надписью «За храбрость», медаль Красного Креста за войну с Японией, серебряную медаль «За осаду Порт – Артура».

После войны Сергей Романович поспешил передать накопленный такой дорогой ценой опыт. Он написал немало монографий, диссертаций, статей по сложной военной хирургии. Изучал за рубежом, в Европе, новейшую практику клиник.

Надвигался беспощадный 1914 год. Началась Первая Мировая. Снова Миротворцев оказался на фронте в качестве  хирурга – консультанта Красного Креста. На тот момент ему не было еще и сорока. Он уже владел бесценным опытом лечения раненых в эвакогоспиталях и оказания скорой помощи на полях сражений.

Он побывал на Кавказском и Западном фронтах. Один их боевых орденов он получил за переправу госпиталя с ранеными через Вислу. Один из организаторов Красного Креста, он был на Западном фронте в звании главного  хирурга и помощника главуполномоченного Красного Креста до потрясений  Февральской революции 1917 года.

Потом, через много лет, он скажет молодым коллегам, что искалеченных, кровоточащих раненых надо любить. «А любить, это значит, жертвовать собою, своим временем, досугом …и удовольствиями. Нужно отдать своё сердце и так относится к раненому, как к своему родному. Хирургия не служба, а честь, радость, вдохновение, хирургия - это счастье людей, отцов, матерей».

Миротворцев переезжает от одного госпиталя к другому. Он требует и добивается – медикаментов, оборудования, дополнительных фельдшеров и врачей.

В начале 1914 года Сергей Романович переехал из Петербурга в Саратов. В марте того же года по конкурсу он был избран профессором кафедры хирургической патологии Саратовского Императорского Николаевского университета.

В 1923 году стал ректором Саратовского университета. Он был последним ректором-медиком. В 1928 году Миротворцев не баллотировался на новый срок ректорства и перешел на работу своей кафедры.

Заведуя факультетской хирургической клиникой, Миротворцев продолжал совершенствовать предложенный им ранее оригинальный метод оперативного вмешательства при некоторых тяжелых заболеваниях мочевого пузыря и уретры. Разработанный им метод пересадки мочеточни­ков в толстый кишечник получил широкое распростране­ние в хирургии и в настоящее время известен под назва­нием «операции Миротворцева».

С 1939 по 1941 годы Сергей Романович трудился главным хирургом по оказании помощи раненым в войне с белофиннами. В годы сражений - он главный хирург эвакогоспиталей Саратовской области, где размещалось более ста восьмидесяти госпиталей.

Сергей Миротворцев - автор ряда важных научно-практических выводов и нового прогрессивного взгляда на военно-полевую хирургию в условиях Великой Отечественной войны, сыгравшего большую практическую роль в оказании помощи раненым.

Благодаря опыту и организаторскому таланту Миротворцева, более 70 % раненых, лечившихся в саратовских и пензенских госпиталях, возвращались в строй.

За годы практической и научной деятельности Миротворцевым написано свыше 80 работ, в том числе 23 монографии по практической хирургии, исследования коллатерального кровообращения, патологии и клиники сарком кишечника и костей. Умер академик 4 мая 1949 года в Саратове.

Награды

В 1935 Сергею Романовичу Миротворцеву было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР. В октябре 1945 года он был избран в действительные члены Академии медицинских наук СССР. В разные годы Миротворцев удостаивался орденов Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалей «За победу в Великой Отечественной Войне», «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд в Великую Отечественную Войну», а также наград за участие в русско-японской и Первой мировой войнах.

Память

Имя Миротворцева присвоено саратовской клинической больнице, в которой ученый многие годы работал, и кафедре факультетской хирургии и онкологии в саратовском Государственном Медицинском Университете (с 1949 года). Также именем Миротворцева названа улица Саратова в Октябрьском районе.

В материале использованы материалы Николая Бичехвоста. Источники:

http://surgerysgmu.h16.ru/about.htm

wikipedia.ru


Контакты

Схема проезда
Схема расположения корпусов
СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА
Многоканальный телефон:
8-800-234-84-64

Телефон:(8452)65-34-92

E-mail:piuis@piuis.ru
ПРЕСС-СЛУЖБА
410031, г. Саратов,
Ул. Соборная, 23/25, к. 136

Телефон:
(8452)65-35-97


E-mail:analit@piuis.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
410012, г. Саратов,
Ул. Московская, 164, к. 155

Телефон:8-800-234-84-64
(8452)65-37-30
E-mail:pricom@piuis.ru
Карта сайта