Институт
/ Саратов — город трудовой доблести

Саратов — город трудовой доблести

10
июля
2020
Саратов — город трудовой доблести

В Саратове непосредственно не велись боевые действия, однако труженики области внесли огромный вклад в победу над фашистской Германией. В годы Великой Отечественной войны в городе была сосредоточена значительная часть оборонно-промышленного комплекса страны: действовали 35 крупных заводов с общим числом работающих свыше 60 тысяч человек и 388 предприятий пищевой, легкой, мукомольной, местной и другой промышленности, где трудились 34 тысячи работников.

В Саратов в военное время было эвакуировано более ста предприятий, что значительно усилило его промышленный потенциал. Практически все местные предприятия были переориентированы на выпуск военной продукции, объем которой к 1943 г. возрос более чем в пять раз, а металлообрабатывающая промышленность увеличила объем производства в четыре с лишним раза.

Рост военной продукции стал во многом возможным благодаря трудовой самоотверженности горожан. В дни героических боев на Волге все саратовские заводы выполняли суточные задания до 345%. Непрерывным потоком с предприятий отправлялись на фронт боеприпасы, снаряжение, продовольствие.

 

Ключевую роль сыграл Саратов в период Сталинградской битвы. По аналогии с блокадным Ленинградом, единственный путь через Алтынную гору из Саратова в осажденный Сталинград называли «дорогой жизни». Для многих саратовских воинов-автомобилистов он стал «дорогой смерти», так как постоянно подвергался бомбардировкам гитлеровской авиации. Сегодня у начала этой дороги возвышается монумент воинам-автомобилистам.

Стратегическое значение в сражении за Волгу имела и железная дорога до Сталинграда, введенная в строй в августе 1942 г., к началу решающих боев. Дорога была построена не бывало быстро, всего за несколько месяцев, что стало полной неожиданностью для врага.

Одна из основных баз Волжской военной флотилии тоже располагалась в Саратове. Несмотря на периодическое минирование фарватера Волги, местные речники профессионально осуществляли максимальные объемы грузоперевозок.

Неоценимый вклад в приближение победы в Великой Отечественной войне внесли предприятия топливно-энергетического комплексаМасштабный рост военного производства в городе за счет развертывания работы большого числа эвакуированных заводов осложнялся недостатком энергоресурсов, что вызывало простои оборудования. Для преодоления энергетического дефицита было введено ограничение подачи электроэнергии для нужд населения и выработан строгий режим энергопотребления предприятиями. Пришлось принять меры по ускоренному расширению действовавших и строительству новых электростанций: в Саратове были установлены три новых котла на ТЭЦ-1, построена ТЭЦ-2, в Энгельсе вступила в строй ТЭЦ-3.

Острая проблема с углем была решена к осени 1942 г., когда саратовские геологи нашли запасы природного газа на Елшанском месторождении. В результате самоотверженной работы строителей и населения Саратова через год в течение полутора месяцев был проложен 17-километровый газопровод Елшанка – Саратовская ГРЭС, еще через год вырос 800-километровый магистральный газопровод Саратов – Москва. 

На основе Елшанского газового месторождения возникла мощная топливная база не только для электростанций, но и для других отраслей промышленности города и центральных районов страны. Самозабвенным трудом саратовских энергетиков оборонная промышленность прифронтового города, работавшая на нужды Сталинградского фронта, получила надежное снабжение топливно-энергетическими ресурсами. 

В это же время на саратовском чугунолитейном заводе впервые в отечественной и мировой металлургии была осуществлена плавка чугуна на газе.

За годы войны саратовским предприятиям 94 раза присуждались Красное Знамя ГКО и Красное Знамя ЦК ВКП(б).

 

Саратовский авиационный завод № 292 за годы войны изготовил свыше 13 тысяч самолетов-истребителей «Як-1» и «Як-3» всех модификаций. Каждый третий самолет Великой Отечественной войны был выпущен в Саратове. В сентябре – октябре 1942 г., когда военные действия велись в районе Сталинграда, завод достиг максимальной производительности (до тринадцати машин ежедневно). За август – октябрь 1942 г. было изготовлено и отправлено на фронт пять полков истребителей.

Завод наладил производство автоматов ППШ, корпусов гранат Ф-1 («лимонка»), корпусов противотанковых мин, зенитных установок.

11 июня 1942 г. коллектив Саратовского авиационного завода одним из первых в стране получил переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании по отраслям промышленности.

28 июля 1942 г. за обеспечение бесперебойной поставки продукции фронту завод в числе первых советских предприятий был награжден орденом Ленина. Вместе с заводом 95 работников удостоились орденов и медалей за ударный труд.

2 июля 1945 г. Саратовский авиационный завод за существенный вклад в Победу был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Государственные награды получили 195 рабочих, инженеров, конструкторов, лётчиков-испытателей. В память о трудовых заслугах на вечное хранение предприятию передано Красное знамя Государственного комитета обороны, 28 раз присуждавшееся заводу по итогам Всесоюзного социалистического соревнования в годы войны.

 

Государственный подшипниковый завод, один из важнейших в стране, представлял особую стратегическую ценность для государства. В начале войны на предприятие прибыли первые эшелоны с рабочими и техникой эвакуированного московского ГПЗ-1. Уже через три недели удалось запустить основное производство, с конвейера сошли первые партии подшипников для танков и самолетов. Около полугода саратовский завод был единственной в СССР производственной базой, снабжавшей подшипниками всю военную технику, отправлявшуюся на фронт.

28 октября 1944 г. предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени, 33 передовика производства были награждены орденами и медалями.

 

Саратовское электроагрегатное объединение (СЭПО) образовалось на базе строившегося завода автотракторного оборудования и эвакуированных заводов из Москвы, Ленинграда, Полтавы и Ржева. Ровно через тридцать дней с момента прибытия последних эшелонов на предприятии начался выпуск необходимой продукции, которую фронт бесперебойно получал на протяжении всех лет войны, главным образом первых отечественных авиационных магнето, имевших огромное значение для нормального функционирования военно-воздушной техники. За освоение нового для страны производства 16 сентября 1945 г. завод был награжден боевым орденом Красной Звезды.

 

Саратовский крекинг-завод им. С.М. Кирова обеспечил поставку на фронт более 3 млн тонн горючего, что составило четвертую часть потраченного за всю войну топлива. Крекинг-завод в силу своей военно-стратегической значимости стал главным объектом ожесточенных немецких бомбардировок. За годы войны на завод были сброшены 4,5 тысячи бомб, а в 1942–1943 гг. в результате вражеских авианалетов здесь погибли более 700 рабочих.

В годы войны коллектив завода девять месяцев удерживал переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны; в 1945 г. оно было передано заводу на вечное хранение как признание вклада саратовских нефтепереработчиков в разгром немецко-фашистских захватчиков.

 

Завод щелочных аккумуляторов им. Серго Орджоникидзе, единственный в стране, имел особое стратегическое значение для авиационной, танковой и судостроительной промышленности. За период войны здесь произведено более 400 тысяч щелочных и свинцовых аккумуляторов.

21 июля 1943 г. завод получил Красное знамя Государственного комитета обороны, а 25 января 1944 г. – орден Ленина.

Л.И. Бекренева, сварщица цеха № 26З, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». 

 

Саратовская военно-картографическия фабрика Наркомата обороны СССР во время Великой Отечественной войны обеспечивала своей продукцией воинские подразделения, части и соединения на всех фронтах.

20 апреля 1945 г. была награждена орденом Красной Звезды.

Производственное объединение «Корпус», эвакуированное из г. Москвы, уже с 1 января 1942 г. приступило к выпуску и поставке продукции для фронта: корпусов бронебойных снарядов, ударных механизмов взрывателей мин, корпусов фугасных снарядов для «Катюш», приборов управления артиллерийским и зенитным огнем, приборов маскировки войск.

Саратовский завод приборных устройств, эвакуированный из Ленинграда и размещенный на площадях конфетной фабрики, начал работу в 1941 г. как важнейшее подразделение военно-промышленного комплекса страны. 

Саратовский электротехнический завод «ГЭКСАР», приняв в свой состав три электротехнических завода – Ленинградский, Ярцевский и Гомельский – уже во второй половине 1941 г. развернул деятельность по выпуску семи наименований спецпродукции, боеприпасов, военного снаряжения, средств связи. 

Саратовский агрегатный завод вместо выпускаемых ранее запасных частей к тракторам переквалифицировался в производство противотанковых ружей системы ПТР-С, корпусов для снарядов. С 1942 г. завод приступил к выпуску узлов для пушек Д-25 и 21-К2М. 

Завод Сарэнергомаш в сентябре 1941 г. принял рабочих и оборудование с Ижорского завода. Предприятие занималось восстановлением поврежденных в боях танков и самоходок, а также изготовлением корпусов снарядов сухопутной артиллерии, авиабомб и мин. 

Предприятие «Нефтемаш» выпускало оборудование для госпиталей, продукцию сельхозяйственного и военного назначения. 

Саратовский завод «Серп и молот» вместе с эвакуированным Харьковским заводом с 1941 г. специализировался на литье и обработке снарядов. 

Саратовский электроприборостроительный завод им. Серго Орджоникидзе в 1941 г. был переведен в г. Энгельс, где буквально с «колес» начал производство гироскопов, автопилотов, тахометров, манометров и других авиационных приборов для истребительной, бомбардировочной, штурмовой, транспортной и санитарной авиации. За период 1941–1945 гг. завод выпустил свыше 2 млн высокоточных и надежных приборов для истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, танков и самоходных установок.

Предприятия легкой промышленности Саратова и эвакуированные из других городов также активно работали на нужды фронта. Швейная фабрика № 5 в 1942 г. перешла на пошив военного текстиля – парашютов, куполов, утеплителей к самолетам, военных гимнастерок, перчаток, пилоток. Швейная фабрика № 2, эвакуированная из Витебска, выпускала воинскую одежду – солдатские и матросские шинели, пальто для офицеров. Энгельсская швейная фабрика № 7 специализировалась на производстве постельного и солдатского белья. 

Рабочие Мебельной фабрики № 2 производили деревянные пропеллеры для самолетов У-2, УТ-2, аэросаней и глиссеров.

Расширение промышленного производства и призыв людей в армию обострили проблему нехватки рабочей силы на предприятиях области. В связи с этим в первые месяцы войны на фабрики и заводы добровольно пришли свыше трех тысяч студентов вузов и техникумов, около 23 тысяч девушек и женщин, тысячи подростков и пенсионеров. В результате доля женского труда в Саратове поднялась до 65%.

Особую роль в годы Великой Отечественной войны играли действующие эвакуационные госпитали. Только на территории города их было более тридцати. Для них были выделены лучшие помещения школ, институтов, гостиниц и санаториев. Развертывание около двухсот эвакуационных госпиталей на территории Саратовской области стало возможным благодаря имевшимся в 1941 г. высококвалифицированным медицинским кадрам (2438 врачей), коечному фонду клиник и больниц области (10 500 коек), эффективной сети коммуникаций, развитых предприятий промышленности, сельского хозяйства.

Впечатляют основные результаты работы эвакуационных госпиталей Саратовской области за период Великой Отечественной войны: осуществлен прием 634 304 человек; в глубокий тыл эвакуированы 150 408 раненых и больных; прошли лечение 483 896 бойцов, из них выписаны в часть 344 325 человек. Великой заслугой саратовских медиков является возвращение в строй более 70% раненых бойцов.

Труженики города Саратова, проявив массовый трудовой героизм и самоотверженность, внесли значительный вклад в приближение Великой Победы.

 

Материал подготовлен кафедрой истории государства, права и международных отношений Поволжского института управления РАНХиГС


Дата:

<<




Контакты

Схема проезда
Схема расположения корпусов
Справочная служба
Многоканальный телефон:
8-800-234-84-64

Телефон: (8452)65-34-92
E-mail:
piuis@piuis.ru
info-piu@ranepa.ru

Пресс-служба
410031, г. Саратов, Ул. Соборная, 23/25, к. 136
Телефон: (8452)65-35-97
E-mail:
analit@piuis.ru
analit-piu@ranepa.ru
Приемная комиссия
410012, г. Саратов, Ул. Московская, 164, к. 155
Телефон: 8-800-234-84-64
(8452)65-37-30
E-mail: priem-piu@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления