Новости
/ Проректор РАНХиГС Андрей Марголин: «Дисциплины устойчивого развития нужно включить в образовательные стандарты»

Проректор РАНХиГС Андрей Марголин: «Дисциплины устойчивого развития нужно включить в образовательные стандарты»

07
апреля
2021
Проректор РАНХиГС Андрей Марголин: «Дисциплины устойчивого развития нужно включить в образовательные стандарты»

Что такое устойчивое развитие и почему экологическая проблематика – это гораздо шире, чем принято думать? Зачем специалисту по устойчивому развитию (УР) широкий кругозор и почему создание в России вакцины от коронавируса – явный признак того, что в стране есть квалифицированные кадры для обеспечения УР? Об образовательных трендах в сфере устойчивого развития и о подготовке специалистов рассказал проректор, директор Института финансов и устойчивого развития (ИФУР) РАНХиГС, профессор Андрей Марголин.

– Андрей Маркович, когда принципы УР только формировались, их основные посылы касались, в первую очередь, экологии и бережного отношения к ресурсам. Однако на сегодня понятие УР значительно расширилось. Какова роль образования в этой концепции?

– Когда мы набираем людей на свои обучающие программы, то часто сталкиваемся с недопониманием того, что же означает термин «устойчивое развитие». Да, экологический срез проблематики УР сегодня доминирует. Более того, люди воспринимают даже саму экологическую проблематику очень узко. В частности, многие до сих пор думают, что экологическое воспитание направлено, образно говоря, в основном на то, что окурки надо бросать в урну, а не на асфальт. Но все же устойчивое развитие – это комплексное решение экономических, социальных и экологических проблем. И такое решение принципиально невозможно без согласования долгосрочных интересов государства, бизнеса и гражданского общества.

Управленцы, имеющие такое понимание сути концепции устойчивого развития, исключительно важны в наши дни – а ведь их формирует образование. В скором времени незнание принципов УР, пренебрежение экологическими ограничениями и социальными обязательствами приведут к тому, что заниматься предпринимательской деятельностью будет просто невозможно. 146 миллиардов рублей штрафов, которые недавно заплатил государству «Норникель» за то, что допустил, без преувеличения, экологическую катастрофу в промзоне Норильска, наглядное тому подтверждение.

– Сегодня можно констатировать, что на Западе на «устойчивом пути» пока добились большего, чем в нашем государстве. Насколько России следует ориентироваться на международный опыт? 

– Учитывать его, конечно, стоит. Например, в Германии есть целый университет в Люнебурге, деятельность которого полностью посвящена подготовке кадров в области УР – у нас таких пока нет. Посольство Израиля предложило нашей Академии сотрудничать с пятью вузами, каждый из которых имеет отдельный факультет по устойчивому развитию. Они есть и в Австралии, и в Великобритании, и в других государствах. В нашей стране это еще не настолько распространено. В целом УР уже часть западного менталитета, но и Россия двигается в этом направлении достаточно быстро. Если мы, например, посмотрим на цели приоритетных национальных проектов, то увидим, что они полностью идентичны целям устойчивого развития.

Так что мы учитываем международные тренды. Но отмечаем и то, что считаем странным. Взять, например, европейское стремление активно инвестировать в развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Однако на своей территории производство солнечных батарей и их утилизацию европейские страны не размещают. В итоге получается, что у себя они хотят видеть только саму экологически чистую энергию, а всякую грязь, с этим связанную, оставить в развивающихся странах. Выглядит цинично.

Сложно оставить за скобками и недавний опыт применения ВИЭ в Техасе, который этой зимой оказался крайне плачевным. Речь не идет о том, что «зеленая» энергия – это плохо. Наоборот, развивать эти технологии необходимо, но соблюдая необходимый баланс и не забывая и о традиционной энергетике. И международный опыт, как мы видим, не является догмой.

– Какими компетенциями сегодня должен владеть специалист по УР, чтобы такие проекты показывали себя удачно? Складывается впечатление, что этот спектр крайне широк: здесь и экономика, и финансы, и экология, и многое другое. 

– Человек, который пытается знать все, в итоге обычно не знает ничего, или его знания поверхностны и не дают возможности принятия обоснованные решения. Что отличает специалиста по УР, так это кругозор – вот он должен быть широким. 17 целей ООН лежат в очень разных плоскостях. Тем не менее у специалиста в области УР обязательно должно быть общее представление о том, какое развитие считается устойчивым.

Тогда можно будет принимать управленческие решения с учетом необходимости достижения этих целей.  Речь идет о таком менеджменте, который в первую очередь строит стратегии на долгосрочную перспективу, не ограничиваясь сегодняшним днем. Сегодня нашей стране мешают развиваться не столько санкции и коррупция, это лишь следствия. Первопричина – в том, что значительная часть управленческих элит ориентирована на принятие краткосрочных решений, зачастую – в ущерб перспективам развития.

– Как сегодня в России готовят кадры, которые профессионально разбираются в практиках УР? 

– Скажу о нашем опыте. Мы в ИФУР смогли создать довольно оригинальный и востребованный образовательный продукт – многопрофильный бакалавриат «Проекты устойчивого развития». Абитуриент может поступить на разные направления подготовки: менеджмент, государственное и муниципальное управление, международные отношения. Но первые три семестра студенты всех направлений учатся вместе – и это то время, когда мы погружаем их в общую философию УР. А уже после они определяются со специализацией и развивают ключевую профессиональную компетенцию: управление инфраструктурными проектами, разработка механизмов государственного управления УР, соответствующие программы международного сотрудничества и т. д.

– Можно ли сказать, что в нашей стране уже сегодня востребованы такие специалисты, или это скорее вопрос перспективы?

– Если вы сейчас зайдете на HeadHunter, то увидите, что только в Москве для экологов предлагается более 400 вакансий. А если проанализировать вакансии по всем 17 целям УР, то таких предложений будут уже тысячи. Подобные вакансии появляются, прежде всего, в природоэксплуатирующих отраслях экономики, но не только. Если, например, взять штатное расписание крупнейших российских компаний, то практически в каждой из них есть вице-президент по УР, а под ним – отдельный штат. То есть востребованность таких кадров очевидна.

Пока люди часто даже не осознают, насколько связана их работа с УР. Например, есть такая специальность, как техносферная безопасность. Как легко понять, она очень тесно связана с УР, и сегодня огромное число российских вузов готовит такие кадры – хотя самого понятия «устойчивое развитие» в программах не звучит. Есть актуальная специальность «Природообустройство и водопользование», которая также имеет самое непосредственное отношение к УР. По данным ООН, насчитывается более 1 миллиарда человек, не имеющих устойчивого доступа к чистой воде. А пресная вода в ближайшем будущем превратится в один из наиболее востребованных товаров мировой экономики.

Хотя наша ключевая компетенция – это подготовка управленческих кадров, способных принимать решения с учетом целей УР, мы планируем запуск совместной программы с нашими партнерами из инженерных вузов. Ведь часто людям, которые умеют считать экономические показатели и владеют современными технологиями менеджмента, недостает инженерных знаний. А те, кто что-то придумывает, иногда в плену своих идей предлагают экономически невозможные вещи. Сотрудничество с инженерными вузами позволит нам выпускать специалистов, которые смогут сочетать пользу обоих направлений. В советское время у подобных специалистов, и у меня в том числе, в дипломе была написана квалификация «инженер-экономист». В этих же целях мы изучаем и зарубежный опыт – на днях подписываем соглашение с бизнес-школой химико-технологического университета в Праге.

– Каковы, по вашему мнению, точки роста в экологическом образовании России?

– Тему УР точно нужно включить в образовательные стандарты на государственном уровне. Хотя бы одна такая дисциплина должна быть во всех программах. Сделать это можно как по инициативе профильного министерства, так и по инициативе вузовского сообщества. 

– Можно ли обозначить достижения образования в УР в России к настоящему моменту?

– Мы активно продвигаем повестку УР на Гайдаровском форуме, а также выпускаем собственный дайджест по лучшим практикам в этой сфере. Преподаватель ИФУР Ольга Филатова является членом рабочей группы ООН по разработке образовательных программ для государственных служащих, в своей деятельности уделяющих особое внимание УР. Мы приняли участие в конкурсе ООН по лучшим практикам УР и оказались в числе победителей.

Есть масса примеров, свидетельствующих о том, что с участием российских студентов сегодня реализуются проекты, способствующие достижению целей УР в промышленности, энергетике, образовании, здравоохранении. То, что Россия первой в мире создала лучшую вакцину от коронавируса, тоже явный признак того, что у нее есть квалифицированные кадры для обеспечения УР.

Тут я бы сделал важную ремарку. Наверняка при разработке этой вакцины государство минимизировало бюрократические издержки, которые часто бывают избыточными, мешают и самому государству, и бизнесу. И это, видимо, один из ключевых факторов, способствовавших оперативному появлению «Спутника V». Этот опыт можно было бы использовать для повышения эффективности реализации приоритетных национальных проектов, инвентаризировав и отменив ненужные административные барьеры. А это, в свою очередь, способствовало бы повышению безопасности и устойчивому развитию отечественной экономики.

 




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Схема расположения корпусов
Справочная служба
Многоканальный телефон:
8-800-234-84-64

Телефон: (8452)65-34-92
E-mail: info-piu@ranepa.ru

Пресс-служба
410031, г. Саратов, Ул. Соборная, зд.25 стр. 1, к. 136
Телефон: (8452)65-35-97
E-mail: analit-piu@ranepa.ru
Приемная комиссия
410012, г. Саратов, Ул. Московская, зд.164 стр.1, к. 155
Телефон: 8-800-234-84-64
(8452)65-37-30
E-mail: priem-piu@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления